Прокурорский надзор в образовании

Справедливость всегда должна быть на своей стороне.

Станислав Ежи Лец

Начало Прокуратуре как самостоятельному государственному органу было положено при Петре I. Необходимо было «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах неправосудия, взяточничества и беззакония». Сколько времени прошло, а задача актуальна и по сей день.

В современном варианте прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Ключевое положение зафиксировано в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 21 гласит «при осуществлении надзора за исполнением закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы», а основанием для проверки исполнения законов прокуратурой является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

На сегодняшний день прокуроры не могут сами возбуждать уголовные дела. Если при проведении прокурорской проверки выяснятся признаки наличия состава преступления, то прокурор полномочен внести Представление о передаче дела компетентному государственному органу для возбуждения уголовного дела. В течение 1 месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» — далее Закона).

Прокурор может реагировать Протестом, который выносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ (пункт 1 статьи 23 Закона). Подлежит обязательному рассмотрению в 10 (десятидневный) срок с момента его поступления.

Прокуроры вправе возбуждать административные дела. В этом случае, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит мотивированное Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25 Закона).

Вот перечень правонарушений в кодексе об административных правонарушениях — далее КоАП РФ, затрагивающих образование:

  1. Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации (Штраф для должностных лиц в размере от 1 до 3 тысяч рублей). Например, нарушение ст. 55 ФЗ «Об образовании в РФ» (невыполнение обязанности образовательной организацией об ознакомлении поступающего и его законных представителей с Уставом, Лицензией, Аккредитацией, Образовательными программами и другими документами, касающимися прав и обязанностей обучающихся);
  2. Ст. 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (Штраф для должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей). Например, ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает возможность направления в органы управления образовательной организацией обращения законных представителей о применении к работникам, нарушающим или ущемляющим права обучающихся, дисциплинарного взыскания. Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» срок рассмотрения такого обращения должен составлять не более 30 дней. В противном случае применяется КоАП;
  3. Ст. 5.61. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (Штраф для должностных лиц при оскорблении, содержащимся в публичном выступлении в размере от 30 — 50 тысяч рублей);
  4. Ст. 5.62. Дискриминация (Штраф для юридических лиц в размере от 50 — 100 тысяч рублей);
  5. Ст. 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (Штраф для должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц от 20 до 30 тысяч рублей) Например, образовательные учреждения действуют на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ), что означает закрепление за ними имущества, которым можно  владеть и пользоваться в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
    Согласно ст. 298 ГК РФ частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
    Управление федеральной собственностью (в том числе определение порядка распоряжения федеральным имуществом) в силу ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.
    Таким образом, вопросы распоряжения объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, включая порядок заключения договоров аренды, регулируются, в том числе, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 № 64, полномочия собственника федерального имущества на территории города Москвы осуществляются Территориальным управлением Росимущества в городе Москве;
  6. Ст. 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом (Штраф для должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет, для юридических лиц — от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки). См. пример в предыдущем пункте)));
  7. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). (Влечет Предупреждение, если совершено впервые. Штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей, для юридических — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей);
  8. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом (Штраф для граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей, для должностных лиц от 4 до 5 тысяч рублей) Например, ограничен доступ к информации, содержащейся в контрольно-измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации (ст. 59 ФЗ «Об образовании в РФ»);
  9. Ст. 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. (Влечет Предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Повторное правонарушение влечет штраф для должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года). Основанием будет являться наша Жалоба в прокуратуру на незаконные действия проверяющих органов.
  10. Ст. 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (Штраф с конфискацией для юридических лиц в размере 3 (трехкратного) вознаграждения, в крупном размере — до 30 (тридцатикратного), в особо крупном размере — до 100 (стократного) вознаграждения. Данный состав, фактически, означает дачу взятки юридическим лицом, но по Уголовному Кодексу юридическое лицо нести ответственность не может, следовательно, физическое лицо, непосредственно дававшее взятку в пользу юридического, отвечает по ст. 291 УК РФ (дача взятки), а юридическое по ст. 19.28. КоАП РФ. Например, разного рода «благодарности» в отношении начальства, проверяющих органов и иных должностных лиц, в полномочиях которых есть возможность содействовать образовательной организации, подпадают под эту статью.
  11. Ст. 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. (Штраф для должностных лиц в размере от 20 — 50 тысяч рублей, для юридических — от 100 — 500 тысяч рублей). Например, в организацию берется сотрудник, имеющий стаж гражданской службы, в чьи должностные обязанности входило управление этой организацией. Новый работодатель обязан в 10 (десятидневный) срок уведомить об этом по последнему месту службы работника, а сам гражданин в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан приниматься на такую работу с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
  12. Ст. 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов. (Штраф для должностных лиц в размере от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч до 1 000 000 миллиона рублей). Федеральный перечень формируется МинЮстом РФ.

В сухом остатке…

Прокурор имеет широкие полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц. Самой надежной защитой в этом случае является ответственное, основанное на знании, поведение. Бывает так, что жалоба в прокуратуру РФ содержит сведения не соответствующие действительности, с целью оклеветать лицо. В этом случае необходимо сосредоточиться на изложенных в жалобе доводах и представить прокурору в объяснениях опровергающую позицию, основанную на фактах и свидетельских показаниях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *