Как встречать проверяющих

Как хотелось бы многим покинуть самих себя

в минуту опасности!

Станислав Ежи Лец

«Проверка за проверкой, по поводу и без. Тут не до того, чтобы думать. Отбиться бы…». Просто «дух нашего времени», неправда ли? Как же мы выживаем во всем этом? А сколько еще это будет продолжаться?

Зашкаливающая частотность и хаотичность проверок при полном отсутствии здравого смысла и скоординированности действий.

И чем же им отомстить? А мы будем также работать!!! От проверки до проверки хорошо живут конторки!

Между тем, из года в год, проверочное безумие не прекращается, а наша непосредственная работа сводится к правильно и вовремя заполненному отчету. Не переведутся они на земле русской…

А кто землю пахать будет?

В 2009 году вышел закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который может оказаться очень полезным при встрече с проверяющими. Правда, в пункте 3.1 статьи 1 перечислены проверки, при которых воспользоваться защитой этого закона не получится:

  1. Прокурорский надзор;
  2. Оперативно-розыскные мероприятия;
  3. Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  4. Налоговый контроль;
  5. Контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  6. Контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
  7. Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  8. Контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  9. Контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
  10. Контроль и надзор за обработкой персональных данных.

На все остальные виды контроля закон распространяется и вот в чем его польза:
открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц;
проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Ежегодные планы формируются соответствующими государственными и муниципальными органами на основании Правил и отправляются в Прокуратуру на согласование. Генеральная Прокуратура РФ на своем официальном сайте делает их общедоступными. Сайт: http://proverki.gov.ru.

За пять лет в работе контролеров прокуроры выявили более 313 тысяч нарушений закона, в том числе факты проведения не включенных в планы или не согласованных с Прокуратурой проверок. Последствия таких проверок признаны недействительными, а свыше 54 тысяч виновных должностных лиц по инициативе прокуроров привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Следует добавить, что с 1 июля 2015 года система действует только в отношении федерального государственного надзора, но с 1 июля 2016 года будет введена в отношении регионального государственного надзора, а с 1 января 2017 года — в отношении муниципального контроля.

Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года.

В сфере образования действует перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с большей периодичностью:

  • Дошкольное и начальное общее образование. Не чаще 1 раза в год — госпожнадзор МЧС и роспотребнадзор. Не чаще 1 раза в 2 года — Рособрнадзор.
  • Основное общее и среднее (полное) общее образование. Идентично предыдущему.
  • Деятельность детских лагерей во время каникул. 1 раз перед началом каникул — госпожнадзор МЧС. 1 раз перед и не чаще 1 раза в смену — Роспотребнадзор.

Уведомление о начале проведения плановой проверки производится заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В нем должна содержаться копия распоряжения, или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа.

ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные заявления и обращения не рассматриваются и не могут являться основанием для проверки

Внеплановые выездные проверки по обращениям и заявлениям лиц, которые связаны с возникновением угрозы вреда или причинением вреда (см. выше) подлежат обязательному согласованию с прокуратурой.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки не проводится, если она связана с неотложным принятием мер для предотвращения возникшей угрозы вреда, причинения вреда и нарушений прав потребителей. В остальных случаях уведомление производится не менее чем за 24 часа любым доступным способом.

ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ

  1. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа  контроля;
  2. Обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц;
  3. Обязательного ознакомления с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля должен содержать:

  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения отдается под роспись уполномоченному лицу проверяемой организации. По нашему требованию должностные лица проверяющих органов обязаны представить информацию об этих органах, экспертах и экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

По нашей просьбе должностные лица обязаны ознакомить нас с административными регламентами проведения мероприятий по контролю.

И в заключении, постарайтесь организовать приход проверяющих таким образом, чтобы у Вас было достаточно времени на подробное ознакомление с должностными полномочиями проверяющих и со всеми необходимыми документами. Если же каких-то документов при них не оказалось, они не имеют права находиться на территории Вашей организации и Вы вправе вызвать «02».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *